С 1 июня 2018 года введен национальный стандарт ГОСТ Р 22.3.13-2018

С 1 июня 2018 года введен национальный стандарт ГОСТ Р 22.3.13-2018 (ИСО 22324:2015) «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Руководство по цветовым кодам опасности» (Прилагается).

Национальный стандарт разработан с целью упорядочения использования цветовых кодов в соответствии с мировой практикой обозначения опасности. До настоящего времени в России подобного стандарта не было. Данный стандарт не имеет аналогов среди национальных и межгосударственных стандартов.

В стандарте установлены цветовые коды для обозначения статуса опасности и дано руководство по их использованию.

ГОСТ Р 22.3.13-2018 (ИСО 22324:2015) «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Руководство по цветовым кодам опасности» также размещен на сайте МО Красносельское в разделе «Информация о ГО и ЧС».

Национальный стандарт ГОСТ Р 22.3.13-2018

(ИСО 22324:2015)
БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

РУКОВОДСТВО ПО ЦВЕТОВЫМ КОДАМ ОПАСНОСТИ

Национальный стандарт ГОСТ Р 22.3.13-2018 (ИСО 22324:2015) «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Руководство по цветовым кодам опасности».

 

Разработчик: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

 

Основание для разработки: План национальной стандартизации на 2018 г.

 

Утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) № 254-ст от 15 мая 2018 г.

 

В стандарте установлены цветовые коды для обозначения статуса опасности и дано руководство по их использованию.

 

Стандарт модифицирован по отношению к международному стандарту ИСО 22324:2015 «Социальная безопасность. Менеджмент чрезвычайных ситуаций. Руководство по цветовым кодам опасности». Модификация обусловлена необходимостью приведения требований международного стандарта в соответствие с требованиями нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации.

 

Стандарт введен в действие с 1 июня 2018 года.

 

Цветовые коды опасности используют для информирования населения об уровне опасности, чтобы можно было своевременно на него отреагировать.

 

Национальный стандарт разработан с целью упорядочения использования цветовых кодов в соответствии с мировой практикой обозначения опасности. До настоящего времени в России подобного стандарта не было. Данный стандарт не имеет аналогов среди национальных и межгосударственных стандартов.

 

Стандарт ГОСТ Р 22.3.13-2018

 

  • содержит руководство по использованию цветовых кодов для информирования населения и служб экстренного реагирования об опасностях и для отображения уровня опасности чрезвычайных ситуаций;
  • распространяется на все виды опасностей вне зависимости от места их возникновения;
  • предназначен для использования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций и информированию об угрозах природного и техногенного характера;
  • не распространяется на способы отображения цветовых кодов опасности, не содержит подробных эргономических рекомендаций, относящихся к средствам отображения, а также графических символов, рассматриваемых в ГОСТ ISO 3864-1.

 

По сравнению с исходным международным стандартом, в национальном российском стандарте:

 

  • сокращено количество цветовых кодов опасности с семи до пяти (для однозначного понимания);
  • исключено предложение об использовании черного, пурпурного, синего и серого цветов (с целью упрощения и однозначности трактовки цветовых кодов опасности);
  • внесены соответствующие изменения в рисунки и таблицы.

 

Для обозначения уровня опасности предлагается использовать красный, желтый и зеленый (и промежуточные по тону) цвета:

 

  • красный цвет ассоциируется с опасностью, и его следует использовать для информирования людей, подвергающихся опасности, о необходимости немедленного принятия соответствующих мер безопасности;
  • желтый цвет ассоциируется с потенциальной опасностью, и его следует использовать для предупреждения людей, подвергающихся опасности, о необходимости подготовиться к принятию соответствующих мер безопасности;
  • зеленый цвет ассоциируется с безопасностью, и его следует использовать для информирования людей, подвергающихся опасности, о том, что никаких мер безопасности принимать не требуется.

 

 

 

Таблица 1Цветовые коды для обозначения уровня опасности

 

Цвет

Ассоциативное значение

Предлагаемое действие

Красный

Чрезвычайная опасность. Значительная вероятность катастрофических последствий

Незамедлительное принятие соответствующих мер безопасности

Оранжевый

Реальная опасность. Существует возможность развития чрезвычайной ситуации

Принятие соответствующих мер безопасности

Желтый

Потенциальная опасность.

Возможна чрезвычайная ситуация

Подготовка к принятию соответствующих мер безопасности

Салатовый

(желто-зеленый)

Имеются условия для возникновения опасности

Принять во внимание

Зеленый

Безопасность

Принятие мер не требуется

 

 

 

Если для обозначения уровней опасности требуется использование более трех цветов, то при выборе цветов и добавлении вспомогательной информации руководствуются следующим:

 

  • число уровней опасности должно быть сведено к минимуму для ограничения числа используемых цветов;
  • цветовые тона следует выбирать в диапазоне между красной и зеленой областью спектра;
  • следует использовать не более пяти цветов, чтобы избежать неадекватного восприятия цветов;
  • следует добавлять понятную пользователю вспомогательную информацию, включая:

 

- дополнительную информацию (например, текст, цифры, условные  обозначения, размер),

 

- позиционное кодирование.

 

Существует несколько способов показа и использования участка спектра, включающего красный, желтый и зеленый цвета. Однако эти цвета всегда должны быть расположены таким образом, чтобы отображать повышение уровня опасности:

 

- слева направо; или

 

- снизу вверх

 

Учет эргономических факторов и цветовой слепоты

 

Цветовые сигналы опасности должны быть визуально заметными.

 

Необходимо помнить об ограниченной способности человека различать цвета по отдельности и учитывать это в тех случаях, когда людям приходится судить об опасности исключительно на основании цветовых кодов опасности.

 

Во всех случаях, когда требуется судить об опасности только по цветовым кодам опасности, следует использовать только красный, желтый и зеленый цвета.

 

Дополнительную информацию к цвету следует предоставлять в обязательном порядке, когда среди людей, подвергающихся опасности, могут находиться лица с нарушениями цветовосприятия.

 

Названия цветов

 

В соответствующих случаях следует использовать названия цветов в качестве дополнительного способа информирования людей, подвергающихся опасности. Например, можно объявить «красный уровень опасности» по системе звукового оповещения, чтобы предупредить людей, подвергающихся опасности

 

Цвет текста

 

В определенных случаях следует добавлять текст для пояснения используемых цветов. Такой текст может быть расположен отдельно или поверх цветного поля. При наложении текста поверх цветового кода опасности рекомендуется использовать цвета, приведенные в таблице 2, для обеспечения достаточной контрастности.

 

Таблица  2 — Рекомендуемые цвета для накладываемого текста

 

 

 

Цветовой код опасности

Цвет текста

Красный

Белый

Желтый

Черный

Зеленый

Белый

 

 

 

 


Дата создания материала: 18-08-2018. История изменений

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *

Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.