«Об утверждении муниципальной программы « Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования Красносельское на 2019-2021 годы»»

16 от 24.01.2019
Скачать (123 Кб)

АДМИНИСТРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОСЕЛЬСКОЕ

ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКИЙ РАЙОН

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

24.01.2019                                                                                         №   16

 

 «Об утверждении муниципальной программы

« Энергосбережение и повышение энергетической

эффективности на территории муниципального

образования Красносельское на 2019-2021 годы»»

 

 

В целях обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности экономики в муниципальном образовании Красносельское  Юрьев-Польского района, п о с т а н о в л я ю:

         1. Утвердить  муниципальную программу  «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования Красносельское  на 2019 - 2021 годы» (далее – Программа) согласно приложению.

         2. Контроль за выполнением постановления оставляю за собой.

3. Настоящее постановление подлежит размещению на сайте администрации муниципального образования Красносельское.

 

 

 

Глава  администрации                                                                               С.Ю.  Блинов                                                                           

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение к

к постановлению администрации

муниципального образования

Красносельское

                                от  24.01.2019г. № 16

Муниципальная  программа

«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования Красносельское

на 2019-2021 годы»

 

ПАСПОРТ

муниципальной  программы
 «Энергосбережение и  повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования Красносельское на 2019-2021 годы»

 

Наименование Программы

Муниципальная  программа
 «Энергосбережение и  повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования Красносельское на 2019-2021 годы»

 (далее - Программа)

Основание для разработки программы (наименование, номер и дата нормативного акта)

1. Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

2. Федеральный закон от 23.11.2009  № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

3. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергоэффективности» и Рекомендации по подготовке заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, утвержденным Решением Правления Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 25.02.2010 № 137;

5. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от  13.11.2009 № 1715-р;

6. Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 2446-р;

7. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в  области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;

8. Постановление Губернатора Владимирской области от 01.02.2012 г. № 94 «Об утверждении государственной  программы  Российской Федерации «Энергосбережение  и повышение энергетической эффективности  во Владимирской области на период до 2020 года»;

Ответственный исполнитель программы

Администрация МО Красносельское

Соисполнители

программы

1. Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации области;

2. МКУ ЦУ МО Красносельское

Цели и Задачи Программы

-улучшение качества жизни населения МО Красносельское;

-совершенствование нормативных и правовых условий для поддержки энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- экономия по видам энергетических ресурсов в натуральном выражении;   

- снижение расходов на энергоснабжение муниципальных зданий за счет рационального использования всех энергетических ресурсов и повышения эффективности их использования;

- совершенствование системы учета потребляемых энергетических ресурсов;

- внедрение энергоэффективного оборудования и технологий в муниципальных зданиях;

- разработка и реализация мер по сокращению удельной величины расхода коммунальных услуг;

- подключение муниципальных квартир, жители которых используют твердое топливо и сжиженный газ, к природному газу.

Целевые индикаторы и показатели

Создание муниципальной нормативной базы и методического обеспечения энергосбережения, в том числе разработка и принятие системы муниципальных нормативных правовых актов, стимулирующих энергосбережение;

Обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов.

Экономия энергетических ресурсов (электроэнергия) в натуральном выражении.

Экономия по видам энергетических ресурсов в натуральном выражении.

Сроки реализации Программы

2019 – 2021 годы

 

Объемы бюджетных ассигнований программы, в том числе по годам и источникам

Общий объем финансирования Программы составляет в 2019 – 2021 годах –  548,0 тыс. рублей.

Источниками финансирования программы являются:

 средства местного бюджета, в том числе по годам:

2019 –  9,7 тыс. руб.

2020 –  9,0 тыс. руб.

2021 –  9,0 тыс. руб.

средства областного бюджета в том числе по годам:

2019 –  184,7 тыс. руб. (при условии предоставления субсидии);

2020 –  180,0 тыс. руб. (при условии предоставления субсидии);

2021 – 180,0 тыс. руб. (при условии предоставления субсидии);

внебюджетные средства - 0 тыс. руб.

Бюджетные ассигнования, предусмотренные в плановом периоде 2019 – 2021 годов, могут быть уточнены при формировании проекта местного бюджета на 2019- 2021 годы.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Экономия финансовых средств местного бюджета.

Улучшение качества жизни населения.

Снижение потребления топливно-энергетических ресурсов.

Оптимизация расходов на оплату энергетических ресурсов, потребляемых в муниципальном жилищном фонде.

Подключение муниципальных квартир, жители которых используют твердое топливо и сжиженный газ, к природному газу.

Снижение финансовой нагрузки на муниципальный бюджет за счет сокращения платежей за топливо, тепловую и электрическую энергию, а также за счет сокращения дотационной составляющей оплаты за энергоресурсы.

Улучшение экологической обстановки в муниципальном образовании за счет снижения выбросов загрязняющих веществ, образующихся при сжигании топлива.

Система за исполнением Программы

Мониторинг реализации Программы осуществляет исполнительный орган муниципального образования -  Администрация МО Красносельское.

 

1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы

Муниципальная Программа разработана в целях реализации:

1. Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергоэффективности» и Рекомендации по подготовке заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, утвержденным Решением Правления Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 25.02.2010 № 137.

3. Энергетической стратегии России на период до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от  13.11.2009 № 1715-р.

4. Государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 2446-р.

5. Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в  области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

6. Распоряжения Губернатора области от 20.06.2011 № 234-р «О реализации государственной  программы  Российской Федерации «Энергосбережение  и повышение энергетической эффективности  на период до 2020 года.

Настоящая программа определяет комплекс системных мероприятий, направленных на реализацию проектов и технологий по повышению энергоэффективности в бюджетном секторе.

Программа устанавливает цели и задачи повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в общей политике социально-экономического развития МО Красносельского Юрьев-ПОльского района Владимирской области. В Программе определяются технические и технико-экономические мероприятия, необходимые для ее реализации, устанавливаются источники и механизмы финансирования.    Проведение энергосберегающих мероприятий в жилищно-коммунальном хозяйстве, энергетическом комплексе и бюджетном секторе является необходимым условием развития муниципального образования Красносельское Юрьев-Польского района Владимирской области. Повышение эффективности использования энергии позволит решить целый ряд энергетических проблем, накопившихся к настоящему времени. Основными являются следующие:

1. Недостаточный контроль и учет потребления топливно-энергетических ресурсов, энергетическом комплексе, муниципальной собственности.

2. Высокий уровень потерь энергии и ресурсов при оказании жилищно-коммунальных услуг и обслуживании бюджетного сектора.

3. Ухудшение экологической обстановки.

Выходом из существующей ситуации для муниципального образования Красносельское Юрьев-Польского района Владимирской области является проведение последовательной политики энергосбережения и повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, энергетическом комплексе и объектах муниципальной собственности.

Для достижения указанных целей решаются следующие задачи программы:

- обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности в энергетическом комплексе за счет снижения потерь электрической и тепловой энергии;

- обеспечение энергетических потребностей  внедрением современного энергосберегающего оборудования;

- оценка эффективности использования топливно-энергетических ресурсов путем проведения энергетических обследований;

- повышение эффективности использования энергоресурсов в муниципальных учреждениях и обеспечение на этой основе снижения расходов бюджета муниципального образования на их эксплуатацию и энергообеспечение при соблюдении санитарных правил, норм и повышении условий комфортности пребывания путем внедрения современного энергосберегающего оборудования, обеспечивающего экономию ТЭР.

Принятый Федеральный закон от 23.11.2009  № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является основным документом, определяющим задачи долгосрочного социально-экономического развития в энергетической сфере, и прямо указывает, что мероприятия по энергосбережению и эффективному использованию энергии должны стать обязательной частью региональных программ социально-экономического развития муниципальных образований.

Одним из перспективных направлений энергосбережения - является перевод муниципальных жилых домовладений с отопления электричеством и твердым топливом на газовое отопление.

Децентрализованное отопление является основой экономии бюджетных средств за потребляемое тепло. Задачей данной программы является завершить полностью перевод муниципальных зданий на автономное газовое отопление.

Основные риски, связанные с реализацией Программы, определяются следующими факторами:

- ограниченностью источников финансирования программных мероприятий и неразвитостью механизмов привлечения средств на финансирование энергосберегающих мероприятий;

В настоящее время создание условий для повышения эффективности использования энергии и других видов ресурсов становится одной из приоритетных задач социально-экономического развития МО Красносельсого.

2. Нормативное обеспечение

Развитие нормативной правовой и методической базы энергоэффективности и энергосбережения в расносельском сельском поселении обусловлено тем объемом полномочий, который предоставлен субъектам Российской Федерации согласно Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ, и призвано обеспечить проведение политики энергосбережения и повышения энергоэффективности на территории поселения.

Приоритетными направлениями совершенствования нормативной правовой и методической базы энергоэффективности и энергосбережения в поселении являются:

совершенствование полномочий органов исполнительной власти в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

разработка нормативной правовой и методической базы информационного обеспечения мероприятий по энергетической эффективности и энергосбережению;

3. Обобщенная характеристика основных мероприятий

муниципальной программы

Программа представляет в совокупности комплекс взаимосвязанных мер по энергосбережению, обеспечивающих рациональное использование энергетических ресурсов.

Муниципальной программой предусматривается выполнение основных мероприятий, входящих в состав муниципальной программы, в том числе:

- Мероприятия, направленные на снижение потребления ТЭР, объектами муниципальной собственности (газификация муниципального жилищного фонда и объектов в собственности муниципального образования).

Для достижения поставленных целей в ходе реализации Программы органу местного самоуправления необходимо решить следующие задачи:

1. Проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при потреблении энергетических ресурсов, их мониторинга. Для этого в предстоящий период необходимо:

- создание муниципальной нормативной базы и методического обеспечения энергосбережения, в том числе:

- разработка и принятие системы муниципальных нормативных правовых актов, стимулирующих энергосбережение;

- проведение систематических мероприятий по информационному обеспечению и пропаганде энергосбережения среди населения.

2. Обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов.

3. Нормирование и установление обоснованных лимитов потребления энергетических ресурсов.

Для выполнения данной задачи необходимо:

- разработать методику нормирования и установления обоснованных нормативов и лимитов энергопотребления;

Поставленная цель и решаемые в рамках Программы задачи направлены на повышение эффективности использования энергетических ресурсов при их потреблении. Проведенный анализ муниципальной долгосрочной целевой программы позволяет сделать вывод, что указанные цели и задачи решаются впервые и Программа не дублирует цели и задачи других утвержденных и действующих муниципальных долгосрочных целевых программ.

Программа реализуется в 2019 - 2021   годах.


4. Механизм реализации, организация управления и контроль над ходом реализации Подпрограммы

Руководителем Программы является Администрация муниципального образования Красносельское, которая несет ответственность за текущее управление реализацией Программы и ее конечные результаты, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы.

Реализация мероприятий Программы возможна за счет увеличения собственных средств.

Мероприятия Программы осуществляются на основе:

муниципальных контрактов (договоров), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О конкурентной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

условий, порядка и правил, утвержденных федеральными нормативными правовыми актами или субъектов РФ.

Муниципальный заказчик Программы с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по мероприятиям Программы, механизм реализации Программы и состав ее исполнителей в докладе о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств местного бюджета в установленном порядке.

Отчет о ходе работ по Программе должен содержать:

сведения о результатах реализации Программы за отчетный год;

данные о целевом использовании и объемах привлеченных средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников;

сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию Программы;

сведения о соответствии фактических показателей реализации Программы показателям, установленным докладом о результативности;

информацию о ходе и полноте выполнения мероприятий Программы;

оценку эффективности результатов реализации Программы.

Отчеты о ходе работ по Порограмме, по результатам за год и за весь период действия Программы подготавливает муниципальный заказчик Программы.

5. Ресурсное обеспечение Программы

Одним из приоритетных направлений энергосбережения и повышения энергетической эффективности в объектах муниципальной собственности МО Красносельского является проведение мероприятий, обеспечивающих снижение энергопотребления и уменьшение бюджетных средств, направляемых на оплату энергетических ресурсов, улучшения качества жизни населения. Снижение финансовой нагрузки на муниципальный бюджет за счет сокращения платежей за топливо, тепловую и электрическую энергию, а также за счет сокращения дотационной составляющей оплаты за энергоресурсы.

Мероприятиями по реализации данного направления являются:

проведение обязательных энергетических обследований с разработкой комплекса мероприятий по энергосбережению;

подключение муниципальных квартир, жители которых используют твердое топливо и сжиженный газ, к природному газу;

6. Оценка эффективности социальных, экономических и экологических последствий от реализации Программы

Рациональное использование тепловой энергии, за счет технически грамотного подхода к определению лимита энергоресурсов и обоснованное планирование денежных средств, выделяемых из бюджета на оплату коммунальных услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, электроэнергии объектов бюджетной сферы. Экономия финансовых средств местного бюджета. Улучшение качества жизни населения. Снижение потребления топливно-энергетических ресурсов. Оптимизация расходов на оплату энергетических ресурсов, потребляемых в муниципальном жилищном фонде. Подключение муниципальных квартир, жители которых используют твердое топливо и сжиженный газ, к природному газу. Снижение финансовой нагрузки на муниципальный бюджет за счет сокращения платежей за топливо, тепловую и электрическую энергию, а также за счет сокращения дотационной составляющей оплаты за энергоресурсы. Улучшение экологической обстановки в муниципальном образовании за счет снижения выбросов загрязняющих веществ, образующихся при сжигании топлива.

Для исключения негативных последствий реализации таких мероприятий все организационные, правовые и технические решения в этом направлении должны обеспечивать комфортные условия жизнедеятельности человека, повышение качества и уровня жизни населения, развитие экономики и социальной сферы на территории муниципального образования.

В ходе реализации Программы планируется достичь следующих результатов:

-  снижения затрат на энергопотребление Администрацией МО Красносельское сельское поселение  в результате реализации энергосберегающих мероприятий.

-   снижение потребления топливно-энергетических ресурсов;

-  оптимизация расходов на оплату энергетических ресурсов, потребляемых в муниципальном жилищном фонде;

-  повышение качества услуг, предоставляемых населению;

- подключение муниципальных квартир, жители которых используют твердое топливо и сжиженный газ, к природному газу.


7. Мероприятия Программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования Красносельское  на 2019 - 2021 годы»

п\п

Наименование мероприятий

Срок исполнения

Объем финансирования (тыс.руб.)

В том числе за счет средств

Ожидаемые результаты.

Областного бюджета

Местного бюджета

1.

газификация муниципального жилищного фонда

 

 

 

 

 

2019г.

2020г.

2021г.

.

 

 

 

 

 

170,0

189,0

189,0

 

 

 

 

 

184,7

180,0

180,0

 

 

 

 

 

9,7

9,0

Улучшение качества жизни населения.

Снижение потребления топливно-энергетических ресурсов.

Оптимизация расходов на оплату энергетических ресурсов, потребляемых в муниципальном жилищном фонде.

Подключение муниципальных квартир, жители которых используют твердое топливо и сжиженный газ, к природному газу.

 

2.

объектов в собственности муниципального образования

Снижение финансовой нагрузки на муниципальный бюджет за счет сокращения платежей за топливо, тепловую и электрическую энергию.

Дата создания: 05-03-2019
Дата последнего изменения: 05-03-2019
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.